Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

История местного самоуправления


Начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении было положено 21 апреля 1785 года  императрицей Екатериной II, подписавшей «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи» («Жалованную грамоту городам»). Императрица выступила больше составителем, чем автором документа - обширный свод правил состоял, главным образом, из заимствованных шведских, прусских и иных источников. При этом Екатерина отмечала, что искать чужих примеров нет необходимости, поскольку и в своем Отечестве их найти можно. 

Екатерина придавала большое значение благоустройству городских поселений и желала снабдить города достойным управлением. При этом императрица всецело полагалась на самих горожан, выражая надежду на то, что они будут способствовать процветанию городов. 

Грамота разделила «общество градское» на шесть разрядов: 1-й – «настоящие городские обыватели» – владельцы недвижимости, 2-й – купцы трех гильдий, 3-й – цеховые ремесленники, 4-й – иногородние и иностранные «гости», 5-й – именитые граждане (7 категорий), 6-й – посадские. Чиновники среднего уровня, отслужившие дважды с похвалой на выборных должностях, ученые с аттестатами, дипломированные художники, банкиры с капиталом 100 – 200 тысяч рублей, оптовые торговцы и владельцы кораблей вошли в 5 разряд. Сведения о гражданах надлежало заносить в городскую обывательскую книгу.

По новому была устроена и организации самоуправления. Управление городом находилось под контролем губернатора. Раз в три года губернатор созывал «градское общество» из представителей всех разрядов городского населения. Председателем общества выступал городской голова. Общество выбирало общую городскую думу. Она выбирала шесгигласную думу, состоявшую из представителей шести разрядов городского населения, ведущую текущие дела.

По Грамоте городской думе подлежали следующие попечения:

  • «доставить жителям города нужное пособие к их прокормлению или содержанию»;
  • «сохранять город от ссор и тяжеб»;
  • «сохранять между жителями города мир, тишину и доброе согласие»;
  • «поощрять привоз в город и продажу всего, что ко благу и выгодам жителей служить может»;
  • «наблюдать за прочностию публичных городских зданий»;
  • «стараться о приращении городских доходов на пользу города и для распространения заведений по приказу общественнаго призрения».

Городам предписывалось иметь школы, мельницы, харчевни, корчмы, трактиры, лавки и амбары, ярмарки, нумеровать дома и землю. Каждый город должен был иметь герб, утвержденный рукой императорского величества.

Грамота отличалась веротерпимостью: иноверным, иногородним и иностранцам дозволялось славить Бога своими языками.

Состоятельные горожане во времена Екатерины Великой получили права содержать фабрики, заводы, суда, ездить по городу в карете, иметь загородные дворцы и сады. Жизнь дворянства заметно оживилась. Грамота способствовала развитию и мещанского сословия, составившего к концу XIX в. около 44,3 % населения и занявшего второе по численности место после крестьян. Из мещанской среды вырастали средние слои буржуазного общества.

В 1796г. грамота была отменена, но уже через четыре года подтверждена Александром I. Продолжил развитие местного самоуправления Александр II. В 1864 году в России вводились выборные губернские и уездные земские собрания и управы. С 1870 года городские думы и управы стали органами городского самоуправления. Гласные земских собраний не получали жалования. На содержание собраний и управ собирались средства населения, эти же средства шли на зарплату земских врачей, учителей, статистов и прочих служащих. На образование отчислялось 13%, на благоустройство – 15%, на медицину – 1 %. На эти же средства содержалась полиция.

Всем известно изречение Ленина о «пятом колесе в телеге русского самодержавия». Однако на деле земские учреждения сыграли немалую роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов: в организации мелкого кредита, устройстве почт, дорожном строительстве, организации медицинской помощи, народного образования. Земские школы, например, пользовались репутацией лучших школ России. Медицинские учреждения в деревнях целиком были образованны земствами.

Понятие «муниципальная служба» в советском законодательстве не использовалось. Самостоятельность местного самоуправления была закреплена в 1993 году после принятия Конституции РФ.

В 2013 году исполняется десятилетие со дня принятия Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Сегодня словами Президента РФ на уровне местного самоуправления решаются «самые чувствительные вопросы, определяющие качество повседневной жизни граждан». На Всероссийском совещании органов местного самоуправления первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков высказал мнение о том, что в России серьёзно должна повыситься роль и значимость местного самоуправления. В связи с этим для муниципальных образований имеет особое значение  подбор специалистов высокой квалификации, а также укрепление финансовой стабильности.