Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Ответы на практические вопросы по Федеральному закону №44

 

Вопрос 1:

Здравствуйте. Я прослушал курс лекций при администрации Адмиралтейского района по 44-ФЗ. Все грамотно, красиво, миллионные суммы, это все более-менее понятно, в прошлом году по крупным закупкам (стройкам, ремонтам) мы уже проводили аукционы.

Но на этих курсах я не получил ответа на вопрос: а что же делать и, самое главное, как с такими мероприятиями, как проверка газосигнализатора, проверка вентканалов и дымоходов, анализы воды, подготовка системы отопления к новому сезону, проверка противопожарного водопровода, перезарядка огнетушителей, приобретение хозтоваров (40 наименований), приобретение канцтоваров (50-60 наименований).        Первые три работы стоят от 2 до 4 тысяч рублей, остальные в пределах 10-20 тысяч. Все эти работы плановые, ежегодные, срочные, то есть проводятся к определенному сроку. Причем, я назвал только 8, а реально в школе каждое лето их около 20.

Объясните, пожалуйста, коротенько, на пальцах, что нужно сделать,  по пунктам (1,2,3,...). Если в каждой школе все эти маленькие, но важные работы проводить через аукцион, то и 26 часов в сутках не хватит.

Кроме того, в прошлом году подготовленную аукционную документацию в бумажном виде мы сдавали на проверку в службу заказчика района (неделя), затем в госзаказ администрации района (еще неделя), плюс все аукционные мероприятия 3-4 недели. Это означает, что работу, которая будет выполнена за 2-3 часа, мы должны начинать оформлять  за полтора, а лучше за два месяца заранее.

Кого бы я ни спрашивал, все только трагически закатывают глаза.

Поэтому, повторяюсь - подскажите, пожалуйста, конкретно, какие мероприятия в современных условиях должна проделать школа, как государственное, бюджетное учреждение, чтобы своевременно и правильно выполнить требования Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Роспожнадзора и др.

Ответ:

Все закупки требуется осуществлять в соответствии с действующим законодательством. Независимо от цены закупки, она должна соответствовать требованиям 44-ФЗ.

Те закупки, которые стоят 10-20 тысяч рублей и меньше, школа, как образовательное учреждение, может закупать не по аукционам, а по контрактам до 400 000 рублей, но не более 20 млн. рублей. И по 44-ФЗ таких закупок можно проводить в году 50% всех средств. Это немало. И при такой возможности, не представляет труда заключить контракты быстро и с теми, с кем Заказчик получит гарантированный результат. Обеспечение контракта в таком случае не обязательно. Для учреждений образования кроме этого, остаются закупки до 100 000 рублей, в общем объеме 5% или 50 млн.рублей. Такие контракты заключаются еще проще - их условия не полностью могут соответствовать требованиям статьи 34. Итого, в соответствии с требованиями 44-ФЗ,  учреждение образования может потратить без проведения аукционов и конкурсов 55% своих объемов средств по всему году, но не более 20 млн. + 50 млн., соответственно. Это очень хорошие возможности.
Хозяйственные товары, канцелярские и др. - там, где много наименований, не составляет труда провести аукционом - такие аукционы на различные суммы проводились и по 94-ФЗ, в большинстве случаев такие аукционы не бывают с одной заявкой, участников, как правило, несколько.
Стоит заметить также и то, что плановые работы также возможно провести аукционом, так как сроки выполнения работ по ним являются ожидаемыми и проблем с такими закупками не вижу.
Мероприятия, которые необходимо предусмотреть школе - это все те же, что и для других заказчиков: составить план график размещения заказов, который будет включать в себя закупки в соответствии с требованиями законодательства и проводить эти закупки своевременно, без эмоций, только так, как это возможно в 44-ФЗ.
Остается способ запроса котировок, который для заказчиков проще, для участников - особенно проще. Соблюдая разрешенный предел (10%), возможно решать ряд вопросов и этим способом.
Напоминаю, что осуществление закупок способом, который не соответствует законодательству, обойдется заказчику от 30 до 50 тыс. рублей административного штрафа. Так что вместо разговоров о том, что невозможно работать, следует изучить закон внимательно и выполнять его требования. При изучении порядка проведения закупок, думаю, все преподаватели отмечали, что с вступлением его в силу, жизнь заказчиков сильно меняется и это неизбежно.
Требования контролирующих органов, выдающих предписания, необходимо выполнять в общем порядке, а не тогда, когда они уже требуют срочного исполнения - все эти требования установлены и известны.


Вопрос 2:

Здравствуйте! Обращаемся к Вам за помощью, в декабре месяце 2013г. проходила обучение по 44 -ФЗ. Прошу Вас дать консультацию по статье 93 44-ФЗ, так как возникли разногласия и непонимания с комитетом финансов администрации МО Приозерский муниципальный район ЛО. В пункте 5 статье 93 указано, что муниципальное образовательное учреждение имеет право, при определенных условиях изложенных в пункте заключить договор с единственным поставщиком на 400000 рублей в год. По факту нам утверждают, что если мы стали казенными и наша целевая деятельность направлена на образование, а не на сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия, то мы не вправе заключать договор на  условиях муниципального образовательного учреждения. 

Ответ:

На ваш вопрос ответ теперь содержится в 44-ФЗ - Федеральный закон 396-ФЗ от 28.12.2013г. внес поправки в 44-ФЗ и теперь пункт 5) статьи 93 выглядит так:

5) осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пятьдесят процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем двадцать миллионов рублей в год;

Как видите, теперь уточнена формулировка - чем должно заниматься образовательное учреждение - не должно оно заниматься сохранением памятников культуры и искусства для того, чтобы применять этот пункт.


 Вопрос 3:

Обращаемся к Вам с просьбой о помощи. Что необходимо указать в дополнительном соглашении к трудовому договору при "переходе" на эффективный контракт со «старыми» сотрудниками? Сориентируйте нас,  где найти пример такого соглашения и примерную форму контракта для новых сотрудников. Возможно у Вас есть образцы и Вы нам их вышлите или достоверные источники. Спасибо за помощь!

Ответ:

Данный вопрос не имеет прямого отношения к теме государственных и муниципальных закупок в соответствии с 44-ФЗ, поскольку речь идет о трудовом законодательстве. Возможно Вам полезной будет ссылка на мнения экспертов по данному вопросу. http://www.pro-personal.ru/faq/325/611815/


 Вопрос 4:

Как обосновать начальную максимальную цену заявочных взносов на участие в спортивных соревнованиях, конкурсах и других мероприятиях культуры и спорта (если взнос — это уже точно определённая сумма, не подлежащая изменению).

Ответ:

статья 93, часть 1

16) заключение контракта на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), который определен заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

По данному пункту вы можете оплатить взносы на участие в мероприятиях, если заказчиком этих мероприятий выбран исполнитель в соответствии с требованиями закона 44-ФЗ (т.е. проведен аукцион или конкурс, или иные способы осуществления закупок). Обоснованием цены в данном случае может быть расчет затрат (калькуляция), который сделан с использованием затратного метода. Коммерческие предложения не подходят в данном случае, так как мероприятие конкретное, на которое таких услуг вам никто не окажет. Пример применения затратного метода изложен в Методических рекомендациях Министерства экономического развития, утвержденных ПРИКАЗОМ от 2 октября 2013 г. N 567.


 Вопрос 5:

Можно ли по договору, заключенному в 2013 году казенным учреждением без указания цены, с пролонгацией на 2014 год провести оплату и приемку товара в 2014 году?

Ответ:

Существенными условиями договоров являются цена, срок. Пролонгация не предусмотрена ни 94-ФЗ, ни 44-ФЗ - это изменение существенных условий. Указание цены - обязательно. Договор без указания цены не подлежит оплате. Если только казенные учреждения не являются исключениями или это закупка какой-то особенной продукции, на которую ГК РФ допускает не указывать цену. Приемка товара также должна быть описана в Договоре - как написано (в том числе и срок поставки), так и должна осуществляться. На ходу договоры не переписываются.


 Вопрос 6:

Подскажите нам пожалуйста, мы заключили договора и доп. соглашения с единственным поставщиком в декабре 2013 года на 2014 год, на сколько это правомерно? Или нам нужно перезаключать контракты непосредственно по 44-ФЗ в начале 2014 года и вносить в план-график?!

Ответ:

Ничего перезаключать не надо!


 Вопрос 7:

Государственный заказ на социальные услуги на 2014 год Комитет размещает в некоммерческих организациях. (пример: услуги приюта для несовершеннолетних на территории Гатчинского района может оказывать только единственный исполнитель МБОШ «Школа-интернат», но у интерната нет средств внести обеспечение контракта.

Что делать в такой ситуации и как размещать государственное задание, нужно ли проводить какие- то закупки?

Котировки проводить не можем, суммы большие (1 600 000 рублей), с единственным поставщиком не можем - уже заключили контракт на месяц.

Ответ:

В данном случае, действительно, необходимо осуществлять определение поставщика торговой процедурой, в частности способом открытого аукциона в электронной форме, либо на а) на общих основаниях, либо б) создавая преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

В первом случае , конечно, если будет только один участник - МБОШ «Школа-интернат», то данный поставщик не освобождается от предоставления обеспечения заявки на участие и обеспечения исполнения контракта  (обращаю внимание, что форма обеспечения исполнения контракта может быть не только залог денежных средств, но и форма банковской гарантии, а также в проекте контракта вы можете установить право участника предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом способ может быть изменен.  ). Также в данном случае при единственной заявке на участие Вам необходимо заключение контракта через согласование с уполномоченным органом контроля на осуществления закупок и привлечение экспертов, экспертных организаций на проведение экспертизы результатов исполнения контракта.

Во втором случае при создании преимуществ возможно и появление нескольких участников СМП или социально ориентированных некоммерческих организаций.


 Вопрос 8:

Можно ли вывешивать план-график частями по мере проведения закупок?

Ответ:

Нет, так делать нельзя. В соответствии с ч.1 ст.21 планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. В данном случае Вы можете только вносить изменения в утвержденный на финансовый год план-график в соответствии с особенностями, установленными п.6 приказа МЭР РФ и ФК РФ от 02.09.2013 №544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте РФ… планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы».


 Вопрос 9:

Все ли заключенные в 2014 году контракты и договора нужно вывешивать в реестр контрактов?

Ответ:

В соответствии с ч.1 ст.103 в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 федерального закона 44-ФЗ.


 Вопрос 10:

Заключили ГК на сумму 100 000,00 руб по п. 4 ст. 93 ФЗ-44,казначейство указывает, что сумма 100 000,00 подлежит выставлению на торги (конкурс, аукцион и т.п.). Мы считаем, что слово "не превышающую" - это все, что свыше, т.е. 1 000 000,01 рублей, а ровно сумма 100 000,00 по п. 4 попадает:

"4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений;"

В ответ казначейство прислало ссылку на приказ МинФина России 98н от 19.09.2008 г., продлен до 01.06.2014 год п. 5.2 раздел 4 - форма заполнения бюджетного обязательства, где указано, что при заполнении карточки на ГК указывается номер реестровый записи (реестр контрактов). "В случае, когда бюджетное обязательство возникло из заключенного получателем средств федерального бюджета государственного контракта, заполняется раздел 4 "Дополнительные реквизиты обязательства, сформированного на основе контракта" с отражением следующих показателей:

в графе 1 - наименования способа размещения заказа:

"открытый конкурс - 1"; "открытый аукцион - 2"; "открытый аукцион в электронном виде - 3"; "торги на товарных биржах - 4"; "запрос котировок - 5"; "предварительный отбор и запрос котировок при чрезвычайных ситуациях - 6"; "единственный поставщик (исполнитель, подрядчик) - 7"; "изменение государственного контракта - 8";

в графе 2 - даты подведения итогов конкурса (аукциона, запроса котировок или торгов на товарной бирже);

в графах 3, 4, 5 - реквизитов документа, подтверждающего основание заключения государственного контракта, соответственно по графам:

вид документа (его наименование, например: протокол оценки, сопоставления конкурсных заявок и т.п.), номера и даты документа;

в графе 6 - уникального номера реестровой записи, присвоенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов (далее - уполномоченный орган)."

ВНИМАНИЕ: по п. 4 ст. 93 44-ФЗ извещение на информационном портале не размещается, в реестр данные контракты не включаются.

ч.2 ст. 93 44-ФЗ "При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта."

Ответ:

В данном случае размер, не превышающий 100 000 рублей, означает сумму меньшую или равную 100 000 рублей в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя."


 Вопрос 11:

Контракт или договор. п. 1. ст. 34 "Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены." - то-есть контракт заключается по пунктам 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 ст. 93., а остальное договор? Помогите разобраться!

Ответ:

В данном случае цитируемая Вами ч.1 статьи 34 указывает на условия, предусмотренные контрактом, а не описывает сущность определения документа. Определение контракта дано в п.3 ч.1 ст.1, который подразумевает под собой гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени России, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. ч. 1, 4 и 5 ст. 15 федерального закона 44-ФЗ.В том числе применение понятия контракт происходит и к документу закупки с единственным поставщиком по п.4, п.5 ч.1 ст.93 для указанных категорий поставщиков.


 Вопрос 12:

Контрактную службу или контрактного управляющего с какого времени обязательно вводить?

Ответ:

В соответствии с ч.28 статьи 112 федерального закона 44-ФЗ, до 31 марта 2014 года заказчики вправе создавать контрактные службы в соответствии со статьей 38 федерального закона 44-ФЗ. С 1 апреля 2014 года создавать контрактные службы в соответствии с ст.38 федерального закона 44-ФЗ , если у заказчика совокупный годовой объем средств более 100 млн . рубл. становится уже обязанностью заказчика. Если совокупный годовой объем средств не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта ( контрактный управляющий). 


 Вопрос 13:

 У единственных поставщиков до 100 тыс. руб. будет договор  или контракт?

 Ответ:

Определение контракта дано в п.3 ч.1 ст.1, который подразумевает под собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени России, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. ч. 1, 4 и 5 ст. 15 федерального закона 44-ФЗ.В том числе применение понятия контракт происходит и к документу закупки с единственным поставщиком по п.4, п.5 ч.1 ст.93 для указанных категорий поставщиков. 


 Вопрос 14: 

Плата за потребленную воду, электричество, связь, услуги по обслуживанию программ  в администрации, охрану административного здания МО сельского поселения, если в сумме выходит больше 100 тыс.руб. разрешается ли  поквартально разбить с суммами меньше 100 тыс. руб.

 Ответ :

В федеральном законе 44-ФЗ в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей может совершаться у единственного поставщика. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений. В данном пункте статьи 93 федерального закона 44-ФЗ говорится об осуществлении закупки, то есть заключении контракта с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 100 000 рублей, а не об оплате по контракту.Оплата может совершаться как угодно (как Вы это пропишите в контракте). 


 Вопрос 15:

 Подскажите, пожалуйста, момент по определению НМЦК. Предположим есть 3 источника для расчёта НМЦК: 

1. Коммерческое предложение по товару 

2. Коммерческое предложение по товару 

3. Исполненный контракт (соответствующий всем требованиям) по этому же товару

ВОПРОС Могу ли я использовать для расчёта НМЦК такие разные источники? Не 3 коммерческих предложения или 3 исполненных контракта, а именно смесь из источников?

Ответ:

Можете. Обоснованием цены является использование источников. Вид этих источников не обязательно должен браться один и тот же. Главное - указать, какие источники были использованы и дать их реквизиты. В случае коммерческих предложений - это вх.№ и дата, в случае использования цены договора - его номер и дата. Если он был в реестре контрактов - тогда и реестровую запись такого контракта.


 Вопрос 16:

Я работаю в МА МО МО Оккервиль, состою в единой комиссии. Мои коллеги в настоящее время повышают квалификации в СЗИУ по теме "Управление государственными и муниципальными закупками". МА МО МО Оккервиль выполняет работы по текущему ремонту дворовых территорий. Чтобы определить расходы на эту статью, я выполняю сметный расчет. По 44-ФЗ необходимо обосновать метод определения НМЦК. Могу ли я определять цену контракта сметным расчетом, так как проекты на текущий ремонт не предусмотрены, а ссылаться на затратный метод? В сметах есть накладные расходы, сметная прибыль, стоимость единицы и т.д. Мы обращались в Комитет по государственному заказу по вопросу определения метода и с просьбой разработать нормативы затрат на текущий ремонт дворовых  территорий. В разработке нормативов нам отказали, но написали, что мы можем применять затратный метод и метод сопоставимых рыночных цен.

Ответ:

Согласна с тем, что смета в данном случае является затратным методом. Именно на этот метод и надо ссылаться в таком случае.  Но, к сожалению, практики применения метода в такой ситуации нет пока. Вернее - практики проверок. Разъяснений на этот счет тоже. Поэтому надо пробовать, но внимательно следить за практикой применения методов расчета цены.


 Вопрос 17:

Добрый день!
Я посещала Ваши курсы повышения квалификации по программе: "Управление государственным и муниципальными закупками" (27.01.2014 - 19.02.2014). Хотела бы получить Вашу консультацию по вопросу применения положений ФЗ-44 относительно интересующей меня ситуации. Наше учреждение является казенным. Сотрудником нашего учреждения на основании договора, заключенного от его имени (как физ.лица) с образовательным учреждением прошел спецификацию специалиста, получил соответствующий сертификат. Оплата по указанному договору произведена этим же сотрудником. Каким образом в соответствии с ФЗ-44 возможно (и возможно ли) компенсировать понесенные нашим сотрудником расходы по указанным услугам (необходимым ему для выполнения своих функций). Правильно ли я понимаю, что поскольку договор был заключен между физ.лицом и образовательным учреждением, то на данный договор нормы ФЗ-44 не распространяются. А возмещение расходов работника казенного учреждения возможно в рамках трудовых отношений.

Ответ:

Вы совершенно правильно понимаете, что если договор заключен физическим лицом с образовательным учреждением, и платило это же лицо по этому договору, то такой договор не подпадает под действие 44-фз. Однако Ваше утверждение о том, что работодатель будет компенсировать эти расходы своему работнику, вызывает сомнения. В соответсвии со ст.196 ТК РФ необходимость подготовки работника (дополнительное профессиональное образование) для собственных нужд определяет работодатель. Дополнительное профессиональное образование осуществляется работодателем на условиях и в порядке, которые определены в коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре. А в случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан проводить обучение работников. Работникам, проходящим обучение, работодатель обязан создавать условия для совмещения работы с обучением.
Таким образом, вопрос о необходимости обучения решает работодатель, а не работник, так как это нужды работодателя, а не работника. И нигде в трудовом законодательстве нет обязанности работодателя оплачивать обучение работника, проведенное им по собственной инициативе. Также нигде не предусмотрена возможность обязать работника заключить договор на обучение самостоятельно, а затем возмещать ему расходы. Таким образом возможны лишь два варианта - либо организация направляет работника на обучение и сама заключает договор и его оплачивает (а это 44-фз), либо работник сам, на свое усмотрение решает получить образование, но только за свой счет (а это без 44-фз).


 Вопрос 18:

Уважаемые коллеги!  Сланцевский центр занятости населения просит оказать консультацию по 44 -ФЗ. Здание Сланцевского ЦЗН, и прилегающая территория находится в собственности (мы бюджетная организация финансируемая из бюджета Ленинградской области). Здание 1958 года постройки. За весь период эксплуатации подземные коммуникации не менялись.  Создалась аварийная ситуация -  прекращена подача воды в здание. На основании запроса Сланцевского ЦЗН, поставщик водопотребления (ООО "Водоканал") предоставил акт о том, что на территории, принадлежащей ЦЗН произошло разрушение трубопровода. Для подачи воды необходима его замена. Земля в собственности - замена трубопровода за наш счет. В 2013 году мы уже предполагали, что такая "беда" может произойти, т.к. вода уже поступала с перебоями. Таким образом у нас создалась настоящая чрезвычайная ситуация. Закрыть на ремонт помещение мы не можем. В Сланцевском районе самый высокий уровень безработицы по Ленинградской области. Ежедневно на приеме около 60-70 граждан и 19 штатных работников службы занятости. Но и без воды 30 дней мы функционировать не можем. На территории Сланцевского района есть организация, которая готова произвести замену трубопровода в самые короткие сроки и за счет собственных средств, которые мы должны будем возместить. Финансовые средства на ремонт у нас есть. Но т.к. эта организация (лицензия на такой вид работы только у них) ведет замену только наружного водопровода (будет произведена замена трубопровода и ввод в здание), потребуется новая прокладка трубы до места потребления по зданию. Возможно ли заключение 2х договоров на проведение ремонтных работ, как сложившейся аварийной ситуации и правильность наших действий? Спасибо!

Ответ:

Добрый день коллеги!
Заключить контракт у единственного поставщика на основании п.9 ст.93 44-фз можно в случае, если произошла авария, иная чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, а также вследствие непреодолимой силы. Заказчик принимает решение сам, но с обязательным уведомлением контрольного органа. К уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения. А обоснованием должны быть доказательства того, что у вас произошла авария, то есть внезапное повреждение системы водоснабжения. Судя по вашей ситуации, разрушение трубопровода произошло, но по вполне прогнозируемой причине, о внезапности его разрушения говорить не приходится. Факт прекращения подачи воды тоже не говорит о чрезвычайности ситуации. Угрозы разрушения здания как таковой нет. В принципе ведь работы можно проводить и не освобождая здание.  Вопрос только в сроках.

В данной ситуации, для того чтобы заключить контракт по п.9 ст.93 должны быть подготовлены доказательства:
- внезапности повреждения трубопровода - т.е. акт не только о том, что произошло разрушение трубопровода, но и по какой причине.
- чрезвычайности ситуации - какие последствия наступили, и какие могут наступить, если в срочном порядке не устранить повреждения, т.е. доказательства срочности закупки, вследствие чего проведение конкурентных процедур невозможно. В вашей ситуации - невозможность прекращения деятельности заказчика и невозможность осуществления деятельности в другом месте на время ремонта трубопровода.

Если хотя бы по второму пункту будут доказательства, можно говорить о необходимости ликвидации последствий повреждений в срочном порядке и срочности заключения контракта. Сколько можно заключать договоров по п.9 ст.93 - закон их количество не ограничивает, и не ограничивает суммами. Ограничение только одно- объем закупки не может превышать объема, необходимого для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.


 Вопрос 19:

Добрый день!
Подскажите пожалуйста, как нам быть далее. Обучались на курсах на прошлой неделе, что-то упустили видимо.

Наша ситуация:
Опубликовано извещение 28.02.2014. на поставку канцтоваров с НМЦК 25540,00 руб.
Последний день приема заявок 10.03.2014
Рассмотрение первых частей 10.03.2014
Подана была 1(одна) заявка

Правильно ли мы читаем закон, что если поступила единственная заявка, то мы в течении 3 рабочих дней рассматриваем ее и опубликовываем протокол?

И главное: необходимо ли собирать пакет документов и везти в Контрольный орган(это ФАС?) или мы можем спокойно заключить контракт?

Спасибо большое.

Ответ:

Да, правильно. Потому что рассмотрение вторых частей вы делаете одновременно с первыми и в статье 69 часть 5 установлен срок рассмотрения вторых частей - не более 3 рабочих дней.

И главное: необходимо ли собирать пакет документов и везти в Контрольный орган(это ФАС?) или мы можем спокойно заключить контракт?

Необходимо собирать документы и писать обращение в ФАС с просьбой о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком. Приказ №537 от 13 сентября 2013 года определяет перечень документов, передаваемых на согласование. Срок рассмотрения вашего обращения 10 рабочих дней. Только после получения ответа можно или заключать контракт с единственным (если получите согласование) или вам напишут, почему согласование не получите.


 Вопрос 20:

Здравствуйте!  Возможно ли со стороны привлечение физического лица в качестве контрактного управляющего, имеющего удостоверение по прохождению обучения по 44-ФЗ, для выполнения всех процедур по 44-ФЗ по договору, если в собственной организации отсутствует обученный специалист.

Ответ:

В соответствии со ст.38 44-фз контрактный управляющий - должностное лицо, то есть лицо, осуществляющее функции административно-хозяйственные или организационно-распорядительные. А должностное лицо возможно только в рамках трудовых отношений. Если у вас нет специально обученных лиц в области закупок, можно назначить контрактным управляющим должностное лицо, имеющее высшее образование (любое).

Вопрос 21:

Можно ли до 01.01.16 принять решение по ч.5 ст.26 44-ФЗ?

Ответ:

Да, принять решение можно в соответствии с ч.4 ст.112 44-ФЗ. Однако, для того, чтобы была возможность принимать решение о наделении уполномоченных органов соответствующими полномочиями, необходимо, чтобы они уже были созданы. В противном случае наделять полномочиями будет некого.


Вопрос 22:

Чем отличаются уполномоченные органы, упомянутые в п.3 ч.5 ст.26 от уполномоченного органа, упомянутого в ч.1 ст.26?

Ответ:

В части 5 ст.26 описаны все возможные варианты принятия решений об осуществлении полномочий заказчика органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя учреждений. Пункт 3 части 5 – это один из возможных вариантов. Он будет возможен только в том случае, если названные уполномоченные органы уже созданы.
А какие вообще уполномоченные органы могут быть созданы – об этом говорится в части 1 и части 3 ст.26. При этом возможно три варианта создания уполномоченных органов:
а) ч.1 ст.26 – определяется муниципальный орган, казенное учреждение (или несколько), уполномоченные на определение поставщиков (и только) для заказчиков (любых). При этом на эти органы, казенные учреждения можно возлагать все функции заказчиков по определению поставщиков, кроме полномочий на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе определение начальной максимальной цены контракта, а также подписания контракта.
б) ч.3 ст.26 – местной администрацией могут быть возложены на муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение следующие полномочия на:
первый вариант – определение поставщиков для нескольких муниципальных казенных, бюджетных учреждений, муниципальных органов;
второй вариант – планирование закупок, определение поставщиков, заключение контрактов, их исполнение, в том числе приемку и оплату – для органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений.
Таким образом, в части 1 ст.26 речь идет об уполномоченным органе, который будет осуществлять централизацию для любых заказчиков но только в части определения поставщика. А в п.3 ч.5 ст.26 речь идет о муниципальном органе, казенном учреждении, уполномоченном на весь цикл закупочной деятельности, но только для нескольких органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений. В последнем случае, поскольку все функции заказчика по закупкам будут централизованы и самостоятельно он их выполнять не будет, надобности ни в контрактной службе, ни в контрактном управляющем не будет.


Вопрос 23:

Что значит - учредителя учреждения в соответствии с ч.5 ст.26?

Ответ:

В части 5 ст. 26 речь идет о принятии решения органом местного самоуправления при осуществлении функций и полномочий учредителя.
Дело в том, что закупками в соответствии с положениями 44-ФЗ занимаются заказчики – государственные или муниципальные заказчики, либо бюджетное учреждение. Определения государственного заказчика и муниципального заказчика содержится в п.5 и 6 ч.1 ст.3 44-ФЗ. Муниципальные заказчики – это муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, осуществляющее закупки. Закупки осуществляются путем заключения гражданско-правового договора (контракта). Заключение договора возможно только юридическим лицом, действующим либо самостоятельно, либо от имени конкретного публично-правового образования (муниципального образования).  А в соответствии с ч.2 ст.15 федерального закона № 7-ФЗ от 12.09.1996 «О некоммерческих организациях» учредителем муниципального казенного или  бюджетного учреждения является муниципальное образование. Однако муниципальное образование юридическим лицом не является, поэтому самостоятельно выступить в роли учредителя не может.  В соответствии с ч.3 ст. 9.1 федерального закона № 7-ФЗ от 12.09.1996 «О некоммерческих организациях» функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляются органом местного самоуправления, наделенного такими полномочиями в соответствии с актом, определяющим статус такого органа.


 Вопрос 24:

Планируем проводить аукцион по ремонту крыши. Жилищно-эксплуатационная служба предоставила виды работ по ремонту крыши без материалов. коммерческие предложения содержат стоимость видов работ с учетом материалов. Можно ли в аукционной документации в характеристиках объекта закупки указывать только виды работ без материалов и прописать, что исполнитель выполняет работы с использование собственных материалов? Или же делать на основании дефектной ведомости?

Ответ:

Расчет начальной цены контракта предполагает учет всех расходов на производство работ. А работы без материалов провести невозможно. Даже если подрядчик будут выполнять работы из собственных материалов, они для заказчика не будут бесплатны.  Описание же  объекта закупки должно соответствовать правилам ст.33 и ч.3 ст.66 44-фз. А они требуют конкретного описания объекта закупки и не только работ или услуг, но также и товара, используемого для выполнения работ, оказания услуг.


Вопрос 25:

Добрый день! В декабре 2013 года в нашей школе были проведены работы по установке интернета. Договор был заключён в 2013 году в соответствии с 94-ФЗ. А муниципальный контракт на подключение услуги заключается в 2014 году по 44-ФЗ на сумму 60000 рублей. Поставщик по установке и подключению услуги один. Как мы должны производить расчёт и обоснование НМЦК и что писать в отчёте о невозможности (нецелесообразности)использования иных способов определения поставщика

Ответ:

Формирует заказ заказчик самостоятельно. Вы заключаете два договора - на установку интернета и на оказание услуг подключения у одного и того же поставщика. В обосновании необходимо показать чем была вызвана необходимость заключать сначала один договор, а потом другой и с этим же самым поставщиком и почему невозможно было заключить сразу один договор на то и другое. Если по объективным причинам была необходимость разбивать заказ на две части и невозможно заключить второй договор с другим поставщиком, то НМЦК нужно обосновывать сразу по двум договорам.


 Вопрос 26:

Добрый день!
УПФР по Долинскому району Сахалинской области проводит электронный аукцион на поставку картриджей для копировальной техники. В извещении было указано, что он проводится для субъектов малого предпринимательства. В информационной карте документации было указано, что участник должен задекларировать свою принадлежность к данной категории.  
12 мая 2014 г. поступили две заявки на участие (первые части). Оба участника были допущены к аукциону.
15 мая после проведения аукциона поступили вторые части заявок. В составе одной из заявок отсутствовали указания на то, что участник является субъектом малого предпринимательства. Во второй заявке этот факт был задекларирован и подтвержден документально.  Имеем ли мы право отклонить заявку, в составе которой нет никакого документа, что участник является субъектом малого предпринимательства.
Заранее благодарим за ответ!

Ответ:

Здравствуйте!
Отклонение второй части заявки регулируется частью 6 статьи 69 в частности пунктом 1 , когда в составе заявки отсутствует документ или информация предусмотренная частью 5 статьи 66. В свете последних разъяснений мэр и ФАС рф (письмо от 04.04.2014 http://www.fas.gov.ru/netcat_files/232/180/h_f4cc04eb05641840aeb1bd7d6705b337)  документ декларации относится к документу, подтверждающему право на получение преимуществ по ст. 30 44-фз . А этот документ должен входить в состав второй части заявки в соответствии с п.5ч.5 ст. 66. Если вы таким образом прописали в документации , то можно отклонить заявку. Однако в электронном аукционе есть еще один момент- при объявлении процедуры для субъектов малого предпринимательства участники при подаче заявки ставят галочку , что означает ,что они декларируют свою принадлежность к смп, что было достаточно при правоприменительной практике по 94-фз.


 Вопрос 27:

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно обосновать заключение контракта на ремонт отопительной системы с физическим лицом (не ИП), если причиной является отсутствие денежных средств на выполнение работ специализированной организацией, а физическое лицо согласно выполнить работы за меньшую стоимость?

Ответ:

Принимать решение нужно учитывая общие правила. Прежде чем заключать договор, нужно сформировать заказ. При формировании заказа необходимо обосновать и цену контракта и способ закупки и объект закупки. Цена контракта обосновывается с учетом изучения рынка и методических рекомендаций Минэкономразвития. Выбор способа проводится с учетом ограничений, установленных 44-фз. Если вы заключаете договор на сумму до 100 т.руб по п.4 ст.93, необходимо учитывать, чтобы общая сумма заключенных договоров в течение года не превышала 2 млн руб или была не более 5% совокупного годового объема закупок. Кроме этого, необходимо обосновать, почему вы выбрали этот способ закупки, а не конкурентный. Это должно объясняться целями закупки и эффективностью расходования средств. Однако к отчету такие обоснования теперь прикладывать не нужно (по п.4 ст.93). А по поводу просто физического лица - нужно исходить из предмета контракта. Если для выполнения заказанных работ есть требования к лицам, их осуществляющим, это лицо должно им соответствовать. Это по поводу лицензирования или саморегулирования. Если специальных требований нет, то им может быть любое лицо.
С уважением, Татьяна Юрьевна.


Вопрос 28:

Буду признательна за консультацию. Я представляю муниципальное учреждение культуры. Поэтому часть закупок планировала по п.5 ч.1 ст.93 44 фз. Возник следующий вопрос. Имеет ли право наше учреждение осуществлять закупки по п.4 ч.1 ст.93 44 фз?

Ответ:

Перечень случаев заключения договора у единственного источника (ст.93) является исключительным. В случаях, не предусмотренных в этом перечне, заключать договор нельзя. В законе они все подробно прописаны. Пункт 4 дает возможность заказчикам заключать любые контракты в любых случаях, но на сумму не более 100 т.руб каждый. Это правило для всех заказчиков. В пункте 5 содержится то же правило, но только для определенной категории заказчиков, к которым относитесь и вы. Это специально сделано с учетом специфики деятельности этой категории заказчиков. Случай один и тот же - цена контракта. Для всех до 100 т.руб, для отдельных заказчиков - до 400 тыс.руб. Поэтому если вы относитесь к заказчикам, названным в п.5 - то для вас сумма договора не должна превышать 400 тыс. руб, а не 100 тыс.руб. Но 100 тыс.руб меньше 400 тыс.руб, поэтому никто вам не мешает заключать такие договоры по п.5. Если же вы решите отнести заключенный договор на п.4 - то по каким критериям вы их будете различать - 100 тыс. руб по п.4 от 100 тыс.руб по п.5? Для вас, если вы относитесь к заказчикам по п.5 - все договоры до суммы 400 тыс.руб - только по п.5. Ведь в законе не сказано же - по п.5 - от 100 тыс.руб до 400 тыс.руб.
С уважением, Татьяна Юрьевна.


Вопрос 29:

Заключили договор по итогам эл. аукциона в открытой форме на поставку прод. питания, но заявленного кол-ва очень много. Что можно сделать? Какая ответственность за не выполнения условий договора? Можно ли расторгнуть и как?

Ответ:

Вы заключили договор поставки, а количество товара - это существенное условие договора поставки, поэтому оно всегда должно быть определено. Договор должен исполняться в соответствии с его условиями. За неисполнение или ненадлежащее исполнение может быть применена ответственность в соответствии с условиями договора. В вашем случае, если оказалось так, что заказанный товар в таком количестве уже не нужен, единственный вариант - это расторгнуть договор в части еще не поставленного товара. Расторгать скорее всего придется по соглашению сторон. Внести изменения в части уменьшения количества поставляемого товара возможно только в пределах 10% количества и цены договора (пп б п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ), и тоже по соглашению сторон.
С уважением, Татьяна Юрьевна.


Вопрос 30:

Добрый вечер! Я проходила у Вас обучение и в ходе него, Вы сказали, что можно будет обратиться  с вопросами возникшими в ходе работы по 44-ФЗ.  Если можете, подскажите, пожалуйста, что делать в следующей сложившейся ситуации.
По результатам проведения закрытого аукциона Федеральное государственное бюджетное учреждение заключило контракт на закупку мебели и оказание услуг и оформления помещений. В ходе аукциона начальная (максимальная) цена снизилась на 1%. При исполнении контракта у Учреждения появилась необходимость закупить большее количество мебели, без увеличения количества услуг. Сумма увеличения не превышает начальную (максимальную) цену контракта. Каким образом рассчитывать цену за дополнительную единицу товара и нужно ли согласовывать данную процедуру?

Ответ:

Если в ходе исполнения контракта появилась необходимость увеличить количество поставляемого товара, то можно воспользоваться пп.б) п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ, который дает возможность в пределах 10% суммы контракта и 10% количества товара увеличить количество предусмотренного контрактом товара. Но только при условии, если такая возможность предусмотрена документацией о закупке и контрактом. Цена единицы дополнительно поставляемого товара определяется либо самим контрактом (если она указана в контракте), либо как частное от деления общей суммы контракта на количество товара. Что касается вашего случая - дополнительной закупки мебели, то закупать в пределах того же контракта можно только те наименования товара, которые уже значатся в контракте (например, было заказано 10 столов, понадобилось купить еще один) и по той же цене за единицу, которая определена контрактом. Закупать дополнительно товары с иным наименованием, не предусмотренным контрактом, в рамках одного контракта нельзя (например, купить 1 стул). В таком случае придется проводить самостоятельную закупку на общих основаниях с заключением другого контракта.
С уважением, Татьяна Юрьевна 


 Вопрос 31:

Здравствуйте!
У нас был проведен аукцион и заключен договор на выполнение услуг. Позднее, из-за разногласий с Исполнителем в трактовке некоторых пунктов договора, пришли к решению о расторжении контракта по соглашению сторон. Вопрос: что делать с обеспечением контракта? Претензий мы к исполнителю не имеем, а сумма довольно крупная.
Заранее спасибо.

Ответ:

Обеспечение исполнения контракта предоставляется на случай нарушения исполнителем своих обязательств и направлено на возмещение возможных убытков, которые возникнут у заказчика. В Вашем случае расторжение контракта произошло по соглашению сторон и скорее всего (вы не уточняете, что именно было основанием расторжения) не вследствие недобросовестности второй стороны. С расторжением контакта обязательства прекращаются, обеспечивать уже нечего, и если возмещать тоже нечего (отсутствуют убытки), то обеспечение исполнения, если это было внесение денежных средств, необходимо вернуть в сроки, указанные в контракте (а они должны быть указаны - ч.27 ст.34), банковская гарантия не возвращается, взыскание не производится.  
С уважением, Татьяна Юрьевна. 


 Вопрос 32:

Здравствуйте
Как выйти из ситуации, сложившейся при работе на сайте?

Ситуация - при введении сведений о заключенном ГК в реестр контрактов в 2015 году ввели новшество по вводу данных о начале срока действия ГК и его окончания, где установили дату с днем месяца и года. ГК заключается допустим 15.01.2015, а его исполнение было предусмотрено в бумажном варианте (в документации) с 12.01.2015, но при опубликовании сайт не дает данное действие осуществить (это вот только ввели после нового года). Поэтому приходиться устанавливать дату начала исполнения ГК такую как дату заключения контракта. также возникнет данная ситуация и в конце года, когда будем публиковать сведения по исполнению контракта. так как приходится оплачивать чуть раньше 31 декабря, так как казначейство производит оплату в трехдневный срок, а исполнение должны внести в течение трех рабочих дней в реестр ГК от даты заявке по оплате. Если в ваших силах возможно повлиять на разработчиков, то сделайте это.

 Ответ:

На сайте необходимо указывать дату заключения контракта и сроки его исполнения в соответствии с условиями заключенного контракта. Эти сроки должны быть указаны в любом контракте. При этом нужно иметь в виду общие правила заключения и исполнения договора, установленные ГК РФ.А в соответствии с его положениями - договор - это соглашение о возникновении, изменении или прекращении обязательств (ст.420 ГК РФ). Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст.432 ГК РФ). Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (ст.425 ГК РФ). Исходя из этого, датой заключения договора будет дата его подписания сторонами (дата проставления последней подписи), и именно с этого момента для сторон он становится обязательным, даже если в нем прописана дата его исполнения более ранняя, чем дата заключения договора (как в Вашем случае). Распространять действие договора на прошлые отношения возможно (ст.425 ГК РФ), но обязательства возникают только с момента заключения договора. В контракте заказчик должен прописать сроки исполнения обязательств как одной стороной, так и другой. Исполнение - это один из способов прекращения обязательств. И по общему правилу, (ст.425 ГК РФ) договор действует до тех пор, пока не исполнены все обязательства, если только Вы не оговорили, что истечение срока действия договора прекращает все обязательства. Все сроки исполнения обязательств должны быть прописаны в контракте, поэтому проблем с определением срока его исполнения быть не должно. Как фактически сложатся обстоятельства, будут ли исполнены обязательства и в какие сроки - это станет ясно при его исполнении и уже фактические сроки исполнения либо всего контракта, либо его отдельного этапа нужно будет указывать в документально оформленном отчете.


 

Вопрос 33:

Добрый день! Заключили муниципальный контракт с единственным поставщиком по п.22 ч. 1 ст.93 с Управляющими компаниями. В 2015 году изменились тарифы(увеличились). Как быть, ведь контракты занесены в список реестров контрактов?

 Ответ:

Если заказчик заключил контракт, а в ходе его исполнения произошло изменение регулируемых цен (тарифов), в контракт нужно внести изменения, заключив дополнительное соглашение (п.5 ч.1 ст.95 44-ФЗ). Сведения об этих изменениях тоже вносятся в реестр контрактов.


Вопрос 34:

Возможно ли по 44-фз заключение дополнительного соглашения на увеличение цены контракта не более чем на 10% к контракту, заключенному методом запроса котировок, если возможность такого изменения предусмотрена в тексте контракта, но не содержится в извещении о проведении закупки запросом котировок.
 Возможно ли по 44-фз заключение дополнительного соглашения на изменение цены контракта, заключенного у единственного источника по нормам 94-фз в конце 2013 года (Оборонэнергосбыт), если условие о 10% изменении цены в контракте не предусмотрено, а изменение цены связано с увеличением точек подключения. Спасибо!

 Ответ:

К сожалению, на сегодняшний день существует неоднозначное толкование положений ч.1 п.1) ст.95 44-ФЗ по возможности внесения изменений условий контракта при его исполнении. В законе возможность внесения изменений ( в т.ч. в пределах 10% цены контракта, объема работ, услуг, количества товара) привязана к содержанию документации о закупке и контракту. Если в этих документах такая возможность предусмотрена, значит можно изменять, если нет, то нельзя. При этом закон не упоминает извещение. В связи с этим существует позиция (в том числе экспертов Минэкономразвития), что если проводится запрос котировок (а в этом случае документация не формируется), то такой возможности у заказчика нет. Однако прямого запрета на включение условий о возможности изменения условий контракта в контракт, заключаемый путем запроса котировок, закон не содержит. Тот факт, что вы включили такое условие в контракт, заключаемый по итогам запроса котировок, может быть расценено как нарушение положений закона. Однако несоответствие контракта закону делает его  ничтожным, а оспоримым. Для признания контракта недействительным необходимо решение суда. До тех пор, пока оно не появилось, контракт является действительным и его необходимо исполнять в соответствии с его условиями. Решение заказчик должен принимать с учетом данных обстоятельств и не допускать рисков, связанных с возможностью признания контракта недействительным.
По поводу возможности внесения изменений в контракт, заключенный в соответствии с 94-ФЗ, необходимо учитывать следующее.. В соответствии со ст.112 44-ФЗ, к отношениям, возникшим до дня вступления в силу 44-ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу. Это значит, что если договор заключен по 94-ФЗ, после вступления в силу 44-ФЗ, он продолжает действовать в соответствии с его условиями. Но если заказчик решит внести изменения в такой договор и заключить дополнительное соглашение о внесении изменений в условия договора, то возникнут новые права и обязанности. А они должны возникать в соответствии с требованиями уже 44-ФЗ. А он в этом случае требует ( п.1) ч.1 ст.95) наличия указания в контракте, заключенном у единственного поставщика, возможности вносить изменения. В вашем контракте такого указания нет, значит и вносить изменения нельзя. Если есть необходимость увеличения точек подключения, значит решать вопрос нужно на общих основаниях путем заключения отдельного договора с выбором способа закупки по общим правилам.


Вопрос 35:

Добрый день!

Прошу Вас разъяснить некоторые моменты по 44-ФЗ, я проходила у Вас программу "Управление государственными и муниципальными закупками" с 19.11.14 по 21.11.14, но теме о Закупке о единственного поставщика было уделено очень мало времени. Я работаю с ЕП "Часть 1 пункт 33 статьи 93 – заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами".

В наших договорах прописано "Срок оказания услуг разделен на 2 этапа с 01.01.15 по 31.05.15 и с 01.09.15 по 31.12.15." Оплата услуг производится ежемесячно после подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг"

Вопросы:
1. Что считается этапом, ежемесячно подписанный акт, на основании которого делается выплата, или срок оказания услуги?

2. Нужна ли экспертиза внешняя или внутренняя? Если да то опять же, она делается ежемесячно или после завершения  этапа срока оказания услуг?

3. Нужно ли составлять и публиковать отчет 1093? Делается ежемесячно или после завершения этапа срока оказания услуг?

 Ответ:

В соответствии со ст.309 ГК РФ исполнение договора должно происходить в соответствии с его условиями. В вашем договоре указано, что оплата услуг будет проводиться ежемесячно на основании акта приемки оказанных услуг. Исполнение является одним из способов прекращения обязательств (ст.408 ГК РФ). В соответствии с 44-ФЗ учитывается произведенное исполнение - как в целом, так и в его части и оформляется отчетом, размещаемом в единой информационной системе по форме, установленной Постановлением Правительства № 1093 от 28.11.2013. Отчет размещается заказчиком в течение 7 рабочих дней со дня оплаты заказчиком обязательства и подписания  документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения.
В Вашем случае приемка и оплата оказанных услуг производится ежемесячно, то есть исполнение происходит по частям, по окончании каждого месяца, а не по окончании этапов, названных в договоре. В связи с этим возникает вопрос - а зачем  оказание услуг было разделено на этапы? Судя по всему по окончанию этапа заказчик приемку не производит и не платит, так как к этому моменту свои обязательства по приемке и оплате уже  исполнены. Условия договора определяет заказчик, поэтому их нужно писать в соответствии с тем, как фактически будет происходить исполнение.
А в соответствии с ч.9 ст.94 44-ФЗ необходимо учитывать исполнение, в том числе и частичное (о чем свидетельствует акт приемки оказанных услуг) с приложением документов, названных в ч.10 ст.94 44-ФЗ - акта приемки и заключения по результатам экспертизы. Отчет размещается в единой информационной системе  в течение 7 дней со дня оплаты заказчиком принятых услуг и оформления названных документов. Составлять отчет нужно каждый раз, когда произошло исполнение, хотя бы и частичное. В Вашем случае - ежемесячно.


Вопрос 36:

Можно ли заключать контракт на энергоснабжение, водоснабжение и водоотведение по п.4, ч.1, ст.93, если сумма не превышает 100 тыс. руб.

 Ответ:

В данном случае, считаем, что данные закупки все же необходимо совершать по п.8, п.29 ч.1 ст.93, так как в КОАП РФ есть административная ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

 


Вопрос 38:

Здравствуйте! Наша организация является официальным представителем фирмы ****** и мы оказываем услуги строго по часам(т.е. у нас установлена фиксированная ставка за человеко-час оказания нами услуг), при поиске Заказчика на "http://zakupki.gov.ru" сталкиваемся со следующей трудностью:

Заказчики в закупочной документации не всегда указывают количество часов в рамках которых должны быть оказаны услуги.

Вопрос в следующем:

Можем ли мы в соответствии с 44-ФЗ сами указывать в Заявке количество часов в рамках которых мы готовы оказывать услуги?

Имеет ли право Заказчик отклонить такую Заявку?

Что делать если нас признают победителями, мы окажем услуги в рамках заявленных нами часов, а Заказчик будет утверждать, что в закупочной документации не указывал строго определенное количество часов?

Есть ли в 44-ФЗ какие-либо указания на то, что Поставщик в Заявке может указывать свои условия?
Заранее спасибо за помощь!!!

 Ответ:

В соответствии с положениями 44-фз заказчик должен установить требования к описанию участниками предложения о предлагаемых услугах. Участники же в заявке описывать предлагаемые услуги должны в точном соответствии с требованиями заказчика. Если предложение не будет соответствовать требованиям заказчика, то это основание для отклонения заявки. В документации заказчики должны описать объем заказываемых услуг, так как это условие является существенным для договора на оказание услуг. Если из документации невозможно определить, о каком объеме услуг идет речь, у участника есть возможность направить заказчику заявление о разъяснении положений документации. Заказчик же имеет право внести изменения в документацию, в том числе на основании разъяснения положений ее до окончания срока подачи заявок в установленном законом порядке. Таким образом, если заказчик допустил какую-либо ошибку при написании документации, то Вы можете указать на нее и попросить заказчика дать Вам разъяснения. Если же ошибка все-таки исправлена не будет, то Вы можете написать жалобу в контрольный орган о допущенных нарушениях в документации (до окончания срока подачи заявок). Если же Вы не воспользовались своим правом, и решите все-таки подавать заявку, она должна соответствовать требованиям документации. Предлагать иные условия контракта, не предусмотренные документацией, нельзя. В этом случае заявка должна будет признана заказчиком не соответствующей требованиям документации и отклонена. Это правила выбора победителя и меняться в ходе проведения процедур они не могут.


Вопрос 39:

Добрый день! У нас в начале года была закупка электронным аукционом на страховые полисы ОСАГО. На днях пришло от страхователя письмо информационное о том, что вступило в силу Указание Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 №3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», изменились страховые тарифы по ОСАГО. Страхователь предлагает заключить дополнительное соглашение на внесение изменений в контракт по сумме контракта и еще некоторым пунктам согласно пп.5 п. 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" , которое гласит "изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе, в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги."
 В контракте в пункте Цена и порядок расчетов в нашем контракте указана следующая информация:
 4.2. Цена Контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных Контрактом объема оказываемых услуг и иных условий исполнения Контракта.
 4.3. Оплата по Контракту осуществляется по казначейской системе оплаты по выставленным Страховщиком счетам на предоплату в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет Страховщика в течение 20 (Двадцати) рабочих дней согласно графика приема поручений на оплату расходов с последующим предоставлением акта сдачи-приемки оказанных услуг.
 4.4. Изменение страховых тарифов в течение срока действия Контракта не влечет за собой изменения страховой премии, оплаченной Страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам.
Скажите, пожалуйста, ОБЯЗАН ли в данном случае заказчик пойти на изменение условий,увеличив сумму контракта согласно Закону и как лучше поступить в данном случае-возможно ли расторгнуть контракт и заключить новый до 100 тысяч в связи с изменениями в тарифах? Или поставщик обязан выдавать страховые полисы до окончания действия контракта по тарифам, которые действовали при заключении контракта?

 Ответ:

Согласно п.4.4. Государственного контракта дается исчерпывающий ответ на вопрос.
Эта позиция подтверждается, например, комментариями в правовой базе "Гарант" - "Изменение базового страхового тарифа в период действия договора ОСАГО не влечет обязанность автовладельца доплатить страховую премию" http://www.garant.ru/hotlaw/federal/568152/
Также можно ознакомиться с выдержками из Приложения №4 Указаний Центрального Банка России, на которые ссылается исполнитель: "...В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельце


 

Ответы на вопросы участников конференции 

«Первые итоги работы государственных и муниципальных унитарных предприятий по 44-ФЗ: вопросы и ответы»30 мая 2017 

1. Необходимо ли нам включать в план закупок закупки до 100 000 рублей у единственного поставщика?

Планы-графики составляются заказчиками в соответствии со ст.21 44-ФЗ. В него включаются сведения обо всех закупках, запланированных на очередной год, в том числе и в соответствии с ч.1 ст.93 44-ФЗ. Исключений для случаев закупок по п.4 ч.1 ст.93 закон не содержит. Особенности включения в план-график информации об отдельных закупках, предусмотренных ч.1 ст.93 устанавливаются Правительством РФ (ч.8 ст.21 44-ФЗ). В соответствии с п.2  Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 05.06.15 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и  муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг» в плане-графике отдельными строками указываются: а) информация о закупках, которые планируется осуществлять в том числе в соответствии с п.4 ч.1 ст.93.


 

2. Нужно ли согласовывать единственного поставщика, вследствие несостоявшегося аукциона, котировки? Каким образом?

Нет, согласовывать не нужно (ст. 71, ч.1 ст.79 в соответствии с п.25 ч.1 ст.93).


 

 3.  Какой код вида расхода указывать в карточке реестра контракта?

Возможность использования 223-ФЗ или все процедуры должны проводиться только по 44-ФЗ?

Возможность использования 223-ФЗ предусмотрена ч. 2.1 ст.15 44-ФЗ в случаях:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

«Исполнителя по контракту» - имеется в виду не любой гражданско-правовой договор, по которому заказчик выступает исполнителем, а только договор, заключенный в соответствии с 44-ФЗ, и только те закупки, которые необходимы для целей исполнения именно этого договора.


 

4. В соответствии с п.6 ч.1 ст.95 Федерального закона № 44-ФЗ изменение цены контракта (более чем на 10%) возможно при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

При заключении государственных контрактов за счет собственных средств (средств от коммерческой деятельности) ГУП не имеет возможности изменить (уменьшить) объем закупаемых ТРУ (товаров, работ, услуг)/цену контракта (более чем на 10%), хотя такая необходимость может быть объективной и появиться в случаях:

- в связи с фактическим уменьшением запланированных ранее объемов выручки предприятия, и, возможно, утратой необходимости в закупке части ТРУ;

- в связи неисполнением договорных обязательств по оплате поставленных товаров/оказанных работ, услуг покупателями и, как следствие, отсутствием финансовых средств для оплаты ТРУ по заключенному государственному контракту.

    Возможности по внесению изменений в договор при его исполнении, содержащиеся в ст.95 44-ФЗ носят исключительный характер. В каких-либо иных случаях вносить изменения нельзя. Зная это, нужно взвешенно подходить к планированию, исключая необходимость внесения изменений. Но уж если возникает такая необходимость, то значит нужно решать вопрос, не нарушая закон. Если обстоятельства изменились и потребность оказывается меньше, чем предусмотрено в договоре, значит при приемке в этой части обязательства нужно прекратить, то есть расторгнуть в этой части. А если потребность оказалась большей – то значит просто нужно заключить еще один договор.


 

 5. Планируется ли внесение изменений в законодательство, учитывающих особенности финансово-хозяйственной деятельности ГУП, не получающих бюджетного финансирования, в части внесения изменений в заключенные государственные контракты?

Нет, не планируется...


 

 6. Порядок применения Закона о контрактной системе к отношениям, касающимся заключения с Комитетом имущественных отношений договоров аренды земельных участков под объектами, находящимися в хозяйственном ведении государственного унитарного предприятия (далее – ГУП).

Форма примерного договора аренды земельного участка утверждена распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 01.03.1995 № 102-р и направляется в ГУП для подписания по факту обращения.

Согласно требованиям пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, пользование чужим имуществом без заключения какого-либо договора при определенных обстоятельствах можно квалифицировать как неосновательное обогащение (пункт 2 статьи 1105 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, фактическое пользование земельными участками под объектами ГУПа без надлежащего оформления прав на них образует на стороне пользователя неосновательное обогащение (в размере, эквивалентном арендной плате за период пользования землей).

Гражданские права и обязанности согласно статье 8 Гражданского кодекса РФ возникают в силу закона и иных правовых актов, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Исходя из вышеперечисленного, следует, что у правообладателя недвижимости и собственника земельного участка возникает необходимость оформления правовых отношений.

Следовательно, у обеих сторон возникает обязанность, которая не зависит от их волеизъявления.

В соответствии со ст.1 44-ФЗ в сферу его применения входит заключение договоров, в предмет которых входит поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) в том числе и унитарными предприятиями. Названный договор аренды земельного участка подпадает под действие 44-ФЗ. Выбор способа закупки определяет заказчик самостоятельно, с учетом правил, установленных 44-ФЗ по выбору способа закупки. Статья 93 44-ФЗ в части 1 определяет перечень случаев, когда заключение договора возможно у единственного поставщика, то есть без проведения конкурентных процедур. В Вашем случае рекомендуем рассмотреть п.6 ч.1 ст.93 - 6) закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации;

При этом в соответствии с ч.2 ст.93:  «При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об этом. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9 и 34 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для  нужд субъекта Российской Федерации в  орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации,  уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.


 

7. Согласно части 16 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла» установлен закрытый перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла.

Так, в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 постановления № 1087 прямо предусмотрена в рамках одного контракта возможность выполнения работ по проектированию и строительству объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов.

Правомерно ли в данном случае объединение в рамках одного контракта проектных и строительно-монтажных работ по созданию, реконструкции объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов?

Контракт жизненного цикла заключается в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла».

Если контракт предусматривает закупку товара или работы, указанных в Постановлении N 1087, но не включает в себя последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работ объекта, то такой контракт не является контрактом жизненного цикла и заключается по общим правилам в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.


 

8. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.07.2013      № 644 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения,  осуществляется в срок, который не может превышать 18 месяцев со дня заключения договора о подключении.

Для выполнения подключения (технологическое присоединение) объектов капитального строительства требуется проведения целого комплекса работ, состоящего из проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.

Исходя из положений Закона № 44-ФЗ, в настоящий момент отсутствует возможность объединить в один лот работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей, а следовательно Предприятие вынуждено проводить две закупочные процедуры по каждому объекту, что увеличивает время такого подключения  в среднем до 24,5 месяцев, а следовательно влечет не только санкции для самого Предприятия, но и негативные последствия как для застройщиков, так и для города в целом.

Следует также отметить наличие еще одной проблемы, связанной со строительством и реконструкцией  водопроводных и (или) канализационных сетей. Так в случае выявления в ходе проведения работ необходимости во внесении изменений в контракт, в части технического задания, такие изменения исходя из анализа статей 34 и 95 Закона № 44-ФЗ невозможны, даже при условии, что цена такого контракта не изменится. В такой ситуации Предприятие вынуждено будет  расторгнуть контракт, разработать новое техническое задание и закупочную документацию, объявить  новую процедуру, по результатам которой заключить контракт на новых условиях, что еще больше увеличит срок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.

В соответствии с правилами 44-ФЗ заказчик самостоятельно определяет предмет договора. Запрета на включение в состав лота работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта закупки закон не содержит. Однако формируя заказ, заказчик должен соблюдать антимонопольные требования, предусмотренные ст.17 закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также 44-ФЗ.

3. ч.3 ст.17 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается включать в состав лота товары, работы, услуги, технологически и функционально не взаимосвязанные между собой. Если же эта связь есть, а доказательство ее наличия лежит на заказчике, то включать можно.